Железнодорожников ул.

Вы здесь

От вагонного депо до огибающей ж. д. ветки (переходит в ул. 2-ю Куклиновку).

Пролетарский р-н, Сорокина слобода.

Состоит из двух частей. Первая часть (до ул. Лермонтова) возникла в конце XIX века под названием 2-й Жёлтиковской ул. Происхождение названия то же, что у 1-й Жёлтиковской ул. (см.). Сначала застройка Волоколамского ш. не предусматривала поперечных ул., поэтому в начале ул. сужена из-за д. № 5 по ул. Лермонтова. Ул. была застроена частным сектором. Вторая часть (за ул. Лермонтова) проведена также в конце XIX века, но мн. здания построены ранее. Это служебные здания ж. д. станции: локомотивное депо (д. № 41, 1849--1856 с неоднократными более поздними пристройками; купол над поворотным кругом 1859, повреждён немцами в 1941, после войны разобран), водокачка напротив (1848--1851) и др. служебные корпуса, а также отдельные жилые дома. Эта ул., не имевшая названия, в конце XIX -- начале ХХ века застраивалась одно- и двухэтажными деревянными жилыми домами для железнодорожников, числившимися по МПС под др. №№, чем сейчас. В начале ХХ века построена школа для детей железнодорожников (затем ж. д. школа № 6, ныне школа № 25, д. № 53, б. 29 по МПС). В то же время построены 2 двухэтажных деревянных жилых дома на параллельной ул. без названия, идущей ближе к ж. д. (сейчас №№ 31 к. 1 и 31 к. 2). К 1930-м гг. относится постройка пол-ки (д. № 37), служебных ж. д. зданий №№ 25 к. 2 (на углу параллельной ул. без названия и Волоколамского ш. (ул. Лермонтова) и 37а (в глубине кв. за 37), жилых домов №№ 35 к. 1 и 39 к. 1 (оба на параллельной ул. без названия за домами с такими же №№ без к.) и, возможно, ж. д. дет. сада № 4 в конце ул. в глубине кв. (числился по МПС за № 119). В конце 1930-х гг. проведена ж. д. ветка к вагонному депо, а в конце ул. через эту ветку сооружён переезд. В 1950-х гг. построен одноэтажный жилой дом (ныне № 55). В конце 1950-х гг. проведено уплотнение застройки, во дворах южной стор. построены двухэтажные кирпичные жилые дома (ныне №№ 28, 32, 36, 40, а на ул. Лермонтова -- ещё один д. (ныне № 25 к. 1 по ул. Ж.). В 1960-х гг. построено служебное здание (д. № 46), в 1970-х -- ещё одно (д. № 57 (или 14а), Тверская дистанция электроснабжения) и маг-н (д. № 43а; ныне ООО «Омега»). В начале 1980-х гг. 2-ю Жёлтиковскую ул. объединили с ул. без названия в ул. Ж., названную так по её населению; проведена перенумерация, в результате к-рой по этой ул. зачислены и дома, находящиеся на параллельной ул. без названия. В течение 1980-х гг. несколько старых домов снесено, на их месте построены пятиэтажки (№№ 50 и 52). В 1980-х же построены служебные здания (№№ 49 к. 2 и 50а). Общежитие (д. № 29 к. 1 с ж. д. ЖЭУ-16) построено на параллельной ул. без названия за д. № 27 в 1970-х или в 1980-х гг. В 1990-х гг. в глубине кв. на месте сараев построено несколько пятиэтажек (№№ 29 к. 2 и 29 к. 3, а позднее, в конце 1990-х -- 2000 гг. -- 33 к. 1 и 33 к. 2). В конце 1990-х гг. снесены руины заброшенного в 1990-х гг. дет. сада (д. № 58, б. 119 по МПС), на их месте в 2002 г. построен многоэтажный кирпичный д. № 54. Д. № 33 расселён в начале 2000-х гг., заброшен, неоднократно горел, продолжает разрушаться. Дома №№ 59 и 61 находятся у ж. д. за д. № 57, пройти к ним можно только через школьный двор. Нек-рые ж. д. службы числятся по этой ул. (дистанция пути в д. № 10, локомотивное депо в д. № 30, ж. д. ст. Тверь в д. № 32), несмотря на то, что по этим адресам находятся жилые дома. В конце параллельной ул. без названия на постаменте с середины 1980-х гг. находится паровоз, участвовавший в снабжении блокадного Ленинграда во время Вел. Отеч. войны. В 2009 г. этот паровоз (вместе с ж. д. путями) отделён от жилой застройки металлическим забором.

К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц