Зиновия Тальвинского пер.

Вы здесь

От Петербургского ш. до ворот перед берегом Волги.

Заволжский р-н, Вагонный -- Горбатка.

Участок до поворота у ж. д. ст. Дорошихи существовал по меньшей мере с 1829 г. как лесная дорога, соединявшая новое ш. со старой Петербургской дорогой (о сохранившихся участках этой дороги см. Петербургское ш.) и находившейся южнее ещё одной дорогой, участок к-рой западнее ж. д. сохранился и сейчас (проходит вдоль южного забора Николо-Малицкого кладбища). Названия не имела, застроена не была. В 1898 г. вост. стор. этой дороги примерно до нынешней ул. без названия, проходящей мимо вагон. з-да, и далее вдоль берега Иртыша занял двор Верхне-Волжского з-да ж. д. материалов (см. там же). В конце XIX -- начале ХХ века там построены двухэтажные деревянные жилые дома работников з-да, б-ца этого з-да (не сохранилась) и кирпичное уч-ще (одноэтажное, при Сов. власти веч. школа № 2, в 1930-х надстроена вторым этажом; ныне д. № 51 к. 4 по Петербургскому ш., ранее д. № 9 по 1-му Больничному пер.). В 1908 г. на ж. д. открыта новая ст. Дорошиха, и рассматриваемая дорога стала путём к этой ст. В 1930-х гг. дорога получила название 1-й Больничный пер. по б-це вагон. з-да. В начале этого пер. появились частные дома. В конце 1930-х -- начале 1940-х гг. на углу с Ленинградским ш. построен четырёхэтажный кирпичный жилой д. № 51 по этому ш. с прод. маг-ном (сильно пострадал в ходе боёв в 1941, в 1948 перестроен). В 1950 г. напротив построен двухэтажный кирпичный жилой д. № 53 по тому же ш. для работников вагон. з-да. В конце 1950-х гг. после убирания части Иртыша в трубу пер. продлён вдоль забора вагон. з-да почти до берега Волги. В 1959 г. на зап. стор. южнее жилых домов появился з-д крупнопанельного пр-ва (с 1961 домостроит. к-т, в 1990-х -- начале 2000-х ОАО «Тверское крупнопанельное домостроение»). Постепенно в 1960-х -- середине 1970-х гг. этот к-т распространялся на место, где стояли частные дома, и в конце концов дошёл до двора двухэтажных домов Ленинградского ш. Скорее всего, в 1960-х гг. в конце пер. на берегу Волги появился грузовой причал. В начале 1970-х гг. на месте прежних деревянных домов вагон. з-да построены панельные пятиэтажки, из них на пер. вышли №№ 51а (перегородила Стадионную ул.) и 51Б (с пристроенным овощным маг-ном) по Ленинградскому (Петербургскому) ш. В 1980-х гг. построены новые здания ПТУ № 6 на обоих углах с ул. без названия (д. № 51 к. 5 по тому же ш.), веч. школе дан новый адрес. С этих пор по пер. домов не числится. С 1991 г. до середины 1990-х гг. по участку до ст. Дорошихи ходили авт. №№ 109 и 134. В начале 1990-х гг. построено здание НПО (ныне ЦПКБ) «Спецавтоматика» (д. № 53 к. 1 по тому же ш.), в к-ром разместилась также поначалу служба судебных приставов, а сейчас -- упр-е Федерального казначейства и телемастерская. В 1995 г. пер. переименован в честь З. И. Тальвинского. В 2008 г. б. причал выкуплен в частную собственность, его территория огорожена забором, и пройти по пер. к берегу Волги стало невозможно. Впоследствии забор перенесён, пешеходная тропинка к берегу Волги освобождена.

Зиновий Исаакович Тальвинский (1920--1994) -- участник II мировой войны (1945), житель Калинина (Твери) (с 1946), инспектор по кадрам Облторга (1946--1952), зав. кадрами артели «1 Мая», затем треста «Калининжилстрой» (1952--1957), секр. парткома треста «Калининжилстрой» (1957--1963), директор ДСК (1963--1986), сотрудник Облсовпрофа, затем обл. совета по туризму и экскурсиям (с 1986). На посту директора вывел к-т из отстающих и убыточных в образцовые.

К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц