Петербургское ш.

Вы здесь

От Артиллерийского пер. (переходит в наб. Афанасия Никитина) до границы гор. и далее.

Заволжский р-н, Застава -- Рабочий пос. -- Вагонный -- Горбатка -- Мичурино.

До 1829 г. дорога на С.-Петербург начиналась в том же месте, но проходила южнее, по местам, ныне занятым госпиталем и вагон. з-дом; её участки и сейчас можно наблюдать как дорогу, идущую вдоль южного забора обл. б-цы, тропинку через лес, затем как дорогу вдоль сев. забора Николо-Малицкого кладбища и как Школьную ул. Николо-Малицы. В 1829 г. вместо этой дороги было проложено нынешнее прямое ш., к-рое получило название Санкт-Петербургского ш. по своему направлению. Оно целиком находилось за гор. чертой, а выезд из города обозначался С.-Петербургской заставой, установленной в 1832 г. в начале ш. и состоявшей, как и Московская, из арки над проезжей частью и кордегардий по бокам (в 1924 переименована в Ленинградскую, снесена в начале 1940-х). В 1830-х гг. на южной стор. ш. севернее Николо-Малицы построена придорожная часовня Николо-Малицкого монастыря (в 1928 передана под склад шоссейного участка, затем (вероятно, после войны) переделана в жилой дом, в 2006 обшита деревом, что до неузнаваемости изменило её облик, и включена в состав нового комплекса из деревянных домов). В конце 1840-х гг. ш. пересекла Николаевская ж. д., на пересечении построен Горбатый мост (см.). За ж. д. находилась Николо-Малицкая роща (см. Комсомольская роща). Во второй половине XIX века часть ш. до ж. д. включена в гор. черту. В 1870-х гг. на южной стор. разместились драгунские казармы (см. Перекопский пер.). В конце XIX -- начале ХХ века (с 1898 г.) при вагон. з-де (основан в 1898 как Верхне-Волжский з-д ж. д. материалов, выпускал ж. д. (в 1920-х -- 1940-х также и трам.) вагоны, в 1921--1925 гг. находился на консервации, пострадал в ходе боёв в 1941, впоследствии восстановлен, ныне Тверской вагон. з-д, д. № 45Б, находится на ул. без названия, к-рая начинается от ш. между домами №№ 39, доходит до ворот вагон. з-да, поворачивает направо и идёт вдоль забора з-да до пер. Зиновия Тальвинского) построено несколько двухэтажных деревянных жилых домов на южной стор. (нек-рые из них были разрушены в ходе боёв во время Вел. Отеч. войны, др. снесены в 1960-х -- начале 1970-х гг., остался один дом, ныне носящий № 49 к. 1, находится в глубине кв. за д. № 49, ранее имел № 34 по Стадионной ул., на к-рой и находился), частные жилые дома на ч. стор. напротив вагон. з-да, 4 одноэтажных кирпичных жилых казармы (впоследствии №№ 34 (с деревянным 2-м этажом над сев. пристройкой), 36 (в 1930-х -- 1940-х гг. школа № 15, затем школа № 9, с 1970-х по 2007 Заволжский райвоенкомат), 38 (в 1930-х -- 1940-х гг. Заволжский райком ВКП(б), с 1970-х библиотека), 40) и уч-ще (одноэтажное, при Сов. власти веч. школа, в 1930-х надстроена вторым этажом; ныне д. № 51 к. 4, на пер. Зиновия Тальвинского за д. № 51Б). Также в начале ХХ века построены казённый винный склад (д. № 4Б; в 1915 закрыт, в его здании разместился снаряжательный з-д, занявший огромную территорию, примерно до нынешней Кольцевой ул. [69]; в 1930-х гг. преобразован в химбазу, после войны территория сокращена до нынешних размеров), двухэтажный кирпичный жилой дом при нём (д. № 4; при Сов. власти надстроен третьим этажом и сделан ведомственным для военнослужащих, в его дворе построены 5 одноэтажных деревянных жилых домов №№ 4в, 4г, 4д, 4е, 4ж) и полковая драгунская церковь (д. № 4з, о ней см. Перекопский пер.). Ч. стор. от Драгунского пер. до места, где теперь проходит ул. Комарова, тогда же застроена частными домами рабочих вагон. з-да. Этот участок выведен из состава ш. и назван 1-й Владимирской ул. по драгунской церкви, т. к. она была посвящена Владимирской иконе Божией Матери. Оставшаяся часть ш. в 1914 г. была переименована в Петроградское ш. в связи с переименованием С.-Петербурга в Петроград. В 1924 г. этот же участок был вновь переименован в Ленинградское ш. в связи с переименованием Петрограда в Ленинград. В 1920-х гг. б. драгунские казармы отданы авиапарку (о нём см. 1-я ул. Вагонников) [69]. В 1919 г. на б. даче Капылова напротив снаряжательного з-да открыт народный сад «Коммунар», но уже в 1927 г. на его месте построены Заволжская б-ца (с 1952 гор. б-ца № 3, с начала 1990-х гг. дет. гор. б-ца № 3; д. № 5) и её пол-ка (д. № 7, с начала 1990-х гг. пол-ка № 2 ОМСЧ № 1). Также в конце 1920-х гг. между пол-кой и б. драгунскими казармами, переоборудованными в воен. госпиталь, проведена дорога к Волге (повернув на берегу направо, она идёт по берегу почти до пер. Зиновия Тальвинского). Тогда же построены двухэтажные кирпичные, термолитовые и шлакобетонные жилые дома вагон. з-да №№ 19--37 (неч.; в д. № 29 был книжный маг-н, сейчас рыболовный, в д. № 37 в 1970-х -- 1990-х гг. находились наркодиспансер и пункт проката), трёхэтажные №№ 43 и 45 и пожарная часть (д. № 41) с жилым крылом. Также в конце 1920-х гг. в начале ч. стор. построены ГЭС № 2 (1929 г., ныне ТЭЦ № 2, д. № 2), в её дворе «Энергонадзор» (ныне управление Ростехнадзора по Тверской обл.) и трёхэтажный жилой д. № 2а (ведомственный энергетиков). В 1930 г. открыт клуб (ДК) вагон. з-да «Металлист» (д. № 39; пострадал в ходе боёв в 1941, в 1942 восстановлен и перестроен). В 1931 г. от начала ш. до разворотного кольца между Оборонной ул. и 1-м пер. Металлистов (ост. Вагон. з-д) по сев. стор. проложены 2 трам. пути, пущен трам. № 3, а затем (в 1932 г.) №№ 4 (отменён в 2004 г.) и 5, в 1936 г. № 7. В течение 1930-х гг. построены школа № 8 (1935, д. № 42, пострадала в 1941, во время войны размещалась в нач. школе № 15 (см. наб. Афанасия Никитина), в начале 1950-х гг. переведена в новое здание (д. № 8), а в д. № 42 после восстановления разместилась школа № 21), четырёхэтажные жилые дома №№ 28 (1939, с посудохоз-венным маг-ном, вместо к-рого в 1980-х гг. появился комиссионный маг-н, ныне закрытый; в 1970-х -- 1990-х гг. здесь также размещалась домовая кухня № 5) и 30 (1936, с прод. маг-ном, почтовым отд. № 3, сберкассой, а с 1990-х гг. и с аптекой), двухэтажный деревянный жилой д. № 9 рядом с госпиталем, одноэтажный ведомственный д. № 40а (на Оборонной ул., за д. № 40), т. н. «генеральский домик» (д. № 4а) и трёхэтажное кирпичное здание ФЗУ вагон. з-да (впоследствии общежитие, ПТУ № 6, сейчас в этом здании снова общежитие; д. № 51 к. 6, ранее № 1 по ст. Дорошиха, находится на ул. без названия, проходящей мимо вагон. з-да, за д. № 51 к. 5). В это же время ч. стор. от Иртыша (а неч. от 1-го Больничного пер.) до Васильевской ветки занял частный сектор. Между Васильевской веткой и ж. д. построен пос. Вагоностроительного завода. Вероятно, тогда же гор. распространился на зап. до нынешней границы, на окраине на месте хутора построена спорт. база «Динамо» и деревянные жилые дома напротив неё (ныне №№ 115, 117, до 1970-х гг. числились по Комсомольской роще; рядом с б. часовней, о к-рой см. выше). В 1938 г. 1-я Владимирская ул. включена в состав Ленинградского ш. В конце 1930-х -- начале 1940-х гг. построены три четырёхэтажных кирпичных жилых дома №№ 47, 49 и 51 (сильно пострадали в ходе боёв в 1941, после войны перестроены, в д. № 49 размещается почтовое отд. № 20, а в д. № 51 прод. маг-н). В 1940 г. один трам. путь проложен до Васильевской ветки (ост. Горбатый мост), туда продлён трам. № 5. В 1948 г. построен двухэтажный жилой домом № 86. В 1950-х гг. построено несколько кирпичных жилых домов, в основном для работников вагон. з-да: двухэтажные (№№ 7а, 9а (перед 9), 9Б (на дороге, ведущей к Волге, за 7а), 53, 55, 59, 61), пятиэтажный № 54/2 (с прод. маг-ном и аптекой № 3), гостиница вагон. з-да (д. № 57) и дет. сад № 6 (д. № 48; ныне реабилитац. центр для детей и подростков). Тогда же в составе госпиталя среди прежних зданий б. драгунских казарм выстроены новые здания. С 1951 по 1990 гг. трам. № 7 (др. вариант вместо прежнего) ходил до вагон. з-да. В 1959 г. открыта гор. б-ца № 7 (ныне ОМСЧ № 1, д. № 76/1; 2-й корпус 1979, 3-й 1991); поначалу находилась в глубине кв., а перед нею, кроме двухэтажного д. № 86, имелись частные №№ 80, 82, 84, 88/2; они снесены в 1970-х гг., и тогда у д. № 86 оказался общий двор с б-цей, отгороженный только в 2008 г. На рубеже 1950-х и 1960-х гг. ч. стор. кв. от Васильевской ветки до ул. Седова застроена трёх- и четырёхэтажными кирпичными и блочными жилыми домами вагон. з-да (№№ 116, 118, 120 (с булочной, вместо к-рой сейчас ООО «Военторг», и домовой кухней № 11, вместо к-рой сейчас кафе), 122 (с прод. и овощным маг-нами, на ул. Седова, за 120), 124 (на ул. Седова, за 122); в т. ч. в глубине кв. №№ 120а, 120Б (оба за 118) и 124а (за 120а), к-рые, несмотря на свою нумерацию, логически подходящую к ш., почему-то за этими №№ числятся по ул. Седова. В 1960-х гг. снесён частный сектор ч. стор. от Иртыша до Банного пер. и неч. стор. от д. № 61 до Васильевской ветки, эти места застроены кирпичными и панельными жилыми пятиэтажками, нек-рые из к-рых находятся в глубине кв. (№ 56а за построенным позже № 56, № 63 за построенным позже № 65, № 67 за №№ 65 и 69, № 71 за №№ 69 с библиотекой № 5 Заволжского р-на (ныне № 12) и 75, № 73 за № 75) и в Банном пер. (№ 62а за № 62). Из этих домов в № 58 находится маг-н одежды «Силуэт», в № 91 -- почтовое отд. № 36. Тогда же построены жилые пятиэтажки №№ 20 (на углу с ул. Танкистов), 32 (на 1-й ул. Рабочей слободе за № 34), 45а (со сберкассой, на пл. Конституции СССР, тогда не имевшей названия, за № 45), роддом № 5 (д. № 7Б, в общем дворе с гор. б-цей № 3 и пол-кой), дет. сад № 45 (д. № 58а, в глубине кв. за №№ 58 и 60, в к-ром было д/у № 2, вместо к-рого сейчас компания «Энергия») и мотель «Тверь» (1968, д. № 130) на сев. стор. ш. на окраине гор. В 1961 г. от вагон. з-да до Васильевской ветки (ул. Хромова) проложен второй трам. путь, трам. №№ 4 и 7 продлены до конца, в 1970 г. добавлен трам. № 10 по всей протяжённости трам. путей. Во второй половине 1960-х и в начале 1970-х гг. по ш. до Новой Поповки ходил авт. № 19. В конце 1960-х гг. снесён частный сектор ч. стор. от 7-й гор. б-цы до ул. Хромова, в 1968 — начале 1970-х гг. там построены кирпичные пятиэтажки №№ 70 (с чебуречной), 72, 74, 76, 78 (с салоном свадебных и юбилейных торжеств «Иван да Марья», вместо к-рого сейчас отдел ЗАГС Заволжского р-на, и химчисткой, вместо к-рой закусочная; на прежней ул. Фрунзе за № 76), 80 (на др. стор. той же ул. за № 78). В 1972 г. на углу с будущей пл. Конституции СССР построен пятиэтажный кирпичный жилой д. № 56 со спорт. маг-ном «Динамо», фотоателье, парикмахерской и сапожной мастерской. В 1970-х же гг. застроены задворки неч. стор. кв. от пл. Конституции СССР до 1-го Больничного пер. Там построены 5 жилых пятиэтажек (№№ 47Б (на пл. Конституции СССР за № 47), 49 к. 2 и 51в (за № 49), 51а (на 1-м Больничном пер. (Зиновия Тальвинского) за № 51) и 51Б (с овощным маг-ном, на том же пер. за № 51а)). Тогда же построены общежитие с пристройкой, в к-рой была столовая № 33 (сейчас вместо неё маг-ны и парикмахерская) (д. № 50, на 1-й ул. Рабочей слободе за трам. кольцом), пятиэтажный жилой д. № 65 и девятиэтажный № 77 (в глубине кв. за № 89, 1977 г.), а также Калин. филиал ВНИИ вагоностроения (ныне Тверской ин-т вагоностроения, д. 45г, на ул. без названия, рядом с вагон. з-дом). В середине 1970-х гг. за ж. д. выстроен новый комплекс зданий обл. б-цы (д. № 105, переведена сюда в 1972--1975) со своей пол-кой, а рядом (вдоль дороги без названия, идущей перпендикулярно ш. вдоль вост. забора б-цы) -- 3 пятиэтажных жилых дома для персонала (в порядке удаления от ш. №№ 103 к. 1 (с пристроенной столовой, вместо к-рой сейчас закусочная и прод. маг-н (№ 103а)), 99, 103). В 1970-х гг. пущены авт. №№ 3 (от вагон. з-да до пл. Конституции СССР, изменён в начале 1980-х гг.), 7 (до обл. б-цы, в конце 1970-х гг. продлён до мотеля «Тверь», в начале 1990-х — до границы гор. и далее, в середине 1990-х снова сокращён до мотеля, в 1997 г. отменён), 109 (от начала ш. до границы гор. и далее, в 1989 г. стал ходить от ул. без названия, идущей к вагон. з-ду, затем см. ниже) и тролл. № 3 (до вагон. з-да с 1976 г., до пл. Конституции СССР с 1979 г.). В середине 1970-х гг. по ш. за № 80а зачислены построенные в 1950-х гг. на прежней ул. Фрунзе дет. ясли № 8 (за д. № 74, ныне там маг-н стройматериалов, д. № 80 к. 2), а в конце 1970-х или в начале 1980-х гг. 2 дома Стадионной ул.: №№ 14 (ныне 37 к. 1, там был музей вагон. з-да и его ЖКО №№ 1 и 2, ныне маг-ны и предприятия сферы услуг) и 34 (ныне 49 к. 1, см. выше). В 1980 г. на углу с ул. Хромова построена двенадцатиэтажка № 82/2 с прод. и промтоварным маг-нами. В начале 1980-х гг. трам. № 3 продлён до ул. Хромова, в 1982 г. пущены авт. №№ 5 (в одну стор. от пл. Конституции СССР до начала ш., изменён в 1989 г.) и 23 (по тому же участку в обратную стор., с 1989 г. в обе стор. по тому же участку, в 1996 г. отменён), тролл. № 6 (отменён в 2004 г.). В течение 1980-х гг. постепенно сносили частный сектор от школы № 8 до д. № 28 вплоть до 1-й ул. Металлистов, на этом месте построены пятиэтажный жилой д. № 12 и 3 блока из 1 девятиэтажного дома (подъезда), 1 двенадцатиэтажного и пристроенного маг-на: №№ 10 к. 1--10 к. 2--10 (в последнем ныне ломбард), 14 к. 1--14 к. 2--14 и 22 (из 2 подъездов) -- 24. Также в 1980-х гг. построены дет. сад № 138 (д. № 47в, в глубине кв. за №№ 47 и 49), новые здания ПТУ № 6 (д. № 51 к. 5, на углах пер. Зиновия Тальвинского и ул. без названия, проходящей мимо вагон. з-да, за № 51 к. 4), дом спорта ДСК (числился по 2-й Октябрьской ул. без № дома, ныне дом спорта «Юность», д. № 95, во дворе ДСК за д. № 77, проход от д. № 73) и новое здание мед. уч-ща (ныне мед. колледж, д. № 105 к. 1, на ул. Екатерины Бакуниной, не имевшей тогда названия). В 1987 г. от вагон. з-да до границы гор. и далее пущен авт. № 134. В 1991 г. в связи с возвращением Ленинграду исторического названия (Санкт-Петербург) название ш. также изменено; с этих пор в нек-рых источниках (в т. ч. официальных) употребляется неверное, хотя и более соответствующее названию гор., название Санкт-Петербургское ш. С 1991 г. авт. №№ 109 и 134 несколько лет ходили по ш. от 1-го Больничного пер. (Зиновия Тальвинского), затем они стали ходить в одну стор. от пл. Конституции СССР, а обратно до ул. Хромова (109-й изменён, а 134-й отменён в середине 2000-х гг.). В 1994 г. недолго ходил трам. № 18. В начале 1990-х гг. построено здание НПО (ныне ЦПКБ) «Спецавтоматика» (д. № 53 к. 1, на 1-м Больничном пер. (Зиновия Тальвинского) за №№ 53, 55 и 57), в к-ром разместилась также поначалу служба судебных приставов, а сейчас -- упр-е Федерального казначейства и телемастерская. В середине 1990-х гг. построены многоэтажные жилой дома №№ 50 к. 1 (на углу 1-го пер. Металлистов и 1-й Рабочей слободы за № 48) и 107 (на углу ул. без названия, идущей вдоль вост. забора обл. б-цы, и др. ул. без названия, идущей вдоль южного забора мед. колледжа, за д. № 103). В 1996 г. пущены авт. №№ 30 (до пл. Конституции СССР) и 31 (до обл. б-цы), в 1998 г. -- тролл. № 12 (до пл. Конституции СССР, отменён в 2005 г.). В конце 1990-х гг. построены многоэтажные жилые дома №№ 93 к. 1 (на ул. без названия, идущей к воротам ДСК, за № 91, с пристройкой, в к-рой электронный архив, салон красоты, бистро «Лотос» и др.; ранее на этом месте была технич. школа треста «Волгодорстрой») и 97 (у мед. колледжа на повороте ул. Екатерины Бакуниной). Тогда же снесён обветшавший д. № 9, на его месте в начале 2000-х гг. построен пятиэтажный д. с тем же №. Также в начале 2000-х гг. на южной стор. ул. без названия, идущей вдоль южного забора мед. колледжа, между обл. б-цей и ул. Успенского, построены многоэтажный панельный жилой д. № 111 и 1-е здание мед. центра (д. № 111 к. 1; 2-е его здание (д. № 111 к. 2) построено рядом (южнее) в 2007 г.). В 2003 г. на углу с ул. Комарова на месте давно закрытого ларька по приёму стеклопосуды (д. № 30а, ранее там был прод. маг-н) построен шестиэтажный жилой д. № 32 к. 1 с маг-нами. После этого снесён д. № 34, на его месте в 2005 г. построен дом с тем же № такого же типа, что и 32 к. 1. В 2004 г. в помещении б. проходной гор. б-цы № 7 открыта часовня Всех святых целителей безмездных (впоследствии переосвящена в честь Иверской иконы Божьей Матери). В 2005 г. до обл. б-цы пущен авт. № 19, сокращён в 2006 г. С 2006 г. во дворе обл. б-цы (в сев.-вост. углу) строится церковь св. Пантелеимона. С 2006 г. по ш. ходят авт. №№ 223 (до пл. Конституции СССР) и 224 (до границы гор. и далее), с 2007 -- авт. №№ 225 (в одну стор. от начала ш. до границы гор. и далее) и 226 (в одну стор. из-за границы гор. до начала ш.) и тролл. № 7 (до пл. Конституции СССР), с 2008 -- тролл. №№ 1 и 6 (др. вариант, отменён в 2009 г.) (оба до пл. Конституции СССР). В 2006--2007 гг. на углу 1-й ул. Металлистов и ул. Танкистов за д. № 20 построен многоэтажный жилой д. № 18. В 2007 г. напротив мед. центра (на сев. стор. той же ул. без названия) построен многоэтажный жилой д. № 113. С 2007 г. на берегу Волги южнее госпиталя (на месте предприятия) строится жилой комплекс «Волжский берег», к-рый, видимо, будет числиться по С.-П. ш. Также в 2007 г. снесён д. № 40а, на его месте и рядом строится новый многоэтажный жилой дом № 38 к. 1, под снос намечен также д. № 40. В 2007 г. авт. № 31 продлён до границы гор. и далее, в 2008 г. сокращён снова до обл. б-цы, потом изменён (ходил до пл. Конституции СССР), в 2009 г. возвращён до обл. б-цы. В 2008--2010 гг. южнее обл. б-цы западнее долгостроя, существующего с 1990-х гг., построен обл. перинатальный центр. Его забор вплотную примкнул к забору обл. б-цы, перегородив старую Петербургскую дорогу. К перинатальному центру от ш. вдоль зап. забора обл. б-цы и самого центра проведена новая дорога. В 2010 г. отменён трам. № 3.

К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц