Коминтерна ул.

Вы здесь

От ул. Макарова до пустыря у ж. д. ветки «Волга».

Центральный р-н, Привокзальный; Пролетарский р-н; Московский р-н.

Появилась в 1851 г. как дорога к товарному двору ж. д. станции. Шла до Станционного ш. Названия не имела. Была застроена, скорее всего, только служебными ж. д. зданиями. В 1891--1893 гг. в сквере на этой ул. в створе Станционного ш. построена церковь Александра Невского (д. № 28; в 1929 закрыта, снесены колокольня и купола; размещались почтовое отд. № 3 (затем № 2), сберкасса и отд. милиции № 4, затем маг-н; в 1983 снесена). По этой церкви ул. стала называться Александро-Невской. В начале ХХ века продлена до нового 1-го Александровского пер. (между современными домами №№ 47/102 и 49а) и в связи с разрастанием привокзального мкр-на стала называться 1-й Александровской ул. по той же церкви. Тогда построены одно- и двухэтажные деревянные и полукирпичные жилые дома. Скорее всего, тогда же рядом с вокзалом на южной стор. ул. (и далее) построены деревянные здания ж. д. больницы. В 1924 г. ул. продлена мимо больницы до нового Волоколамского путепровода. В 1929 г. «по просьбе тверских железнодорожников» переименована в честь Коминтерна. В 1930-х гг. неч. стор. до 3-й Садовой ул. застроена частным сектором, а далее появились обл. упр-е автотранспорта, его гараж (д. № 71; с 1948 г. автоколонна № 85, потом ПАТП № 1; после его переноса за Тверцу (1983 г.) на этом месте организовано ПАТП № 3, сейчас там автосервис и автостоянка) и его же двухэтажный деревянный жилой д. № 69 (снесён в 1960-х гг.). В это же время появился не относившийся поначалу к этой ул. участок без названия от Бурашевского ш. до Хлебного ручья, там выстроен рыбокоптильный з-д [136] (поначалу числился по Бурашевскому ш. за № 1а, затем (в 1960-х гг.) переименован в рыбок-т; был д. № 93, в 1990-х гг. закрыт, территория присоединена к пив. з-ду). В 1939 г. в начале ул. (на неч. стор., но почему-то д. № 8, в глубине кв. за частными домами, снесёнными в конце 1980-х -- 1990-х гг.) построена баня № 3. В 1940-х -- 1960-х гг. в д. № 35 находились библиотека им. С. Д. Дрожжина и радиоклуб ДОСААФ. В д. № 39 была аптека № 5, в д. № 25 -- сапожная мастерская. В 1950-х гг. ул. продлена до Бурашевского ш., в её состав включён участок до Хлебного ручья, на углу с Бурашевским ш. построена металлобаза (д. № 91/14). С 1950-х гг. по ул. от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта ходили авт. Ул. Мусоргского -- Пос. им. Крупской (в 1960-х гг. получил № 4, отменён в 1990-х гг) и Театральная пл. -- пос. Лоцманенко. В 1960-х гг. начинается реконструкция ул. с расширением. В начале 1960-х гг. ул. продлена до нынешнего конца, построены новые предприятия, в т. ч. мясок-т (д. № 97, переведён из-за Тверцы, вводился в строй очередями с 1960 по 1969 гг.) и новое здание винз-да (д. № 81). С тех пор это одна из самых длинных ул. в гор. В 1967 г. открыта гостиница «Турист» (д. № 47/102). В конце 1960-х гг. построены жилые пятиэтажки №№ 67/2 с булочной на первом этаже и 69 с парикмахерской. В 1960-х гг. по ул. пущены авт. №№ 6 (в одну стор. от Волоколамского пр-кта до пр-кта Чайковского, с 1975 г. по тому же участку в др. стор., с середины 1980-х гг. в обе стор. от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта, отменён в начале 2000-х гг.), 10 (от начала ул. до Привокзальной пл., в 1970-х гг. продлён до Волоколамского пр-кта), 18 (от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта) (оба отменены в 1990-х гг.). В 1971 г. пущен тролл. № 3 (от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта, с 1975 г. вместо него тролл. № 2). В 1973 г. построено новое здание автовокзала (д. № 10, до 1980-х гг. там находилось также почтовое отд. № 28), а в 1976 г. новый пив. з-д (д. № 95, переведён из-за Тверцы; ныне ООО «Брау-Сервис»). В течение 1970-х гг. по ул. пущены авт. №№ 1, 111 (сокращён в 1990-х гг.) и 120 (отменён в 2008 г., возобновлён в 2009 г.), а затем (с 1980-х гг.) и 24 (отменён в 2008 г.); все четыре от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта. В 1976 г. после постройки новой ж. д. больницы (см. ул. Арсения Степанова) снесены её старые строения, на их месте разбит сквер (в 1990-х -- начале 2000-х гг. там был мини-рынок, в 2007 г. сквер уничтожен, к 2008 г. там выстроен торг. центр «Карусель» (д. № 20)). С 1975 г. по этой ул. до Волоколамского пр-кта проходит граница Центрального и Пролетарского р-нов; это единственная ул., находящаяся в трёх р-нах. В 1977 г. построены три двенадцатиэтажных башни (дома №№ 49а, 49Б и 49в). В 1970-х -- 1980-х гг. в д. № 8Б находилась муз. школа № 3 (впоследствии переведена на ул. Евгения Ерофеева). В начале 1980-х гг. от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта недолго ходил авт. № 9, а от начала ул. до Волоколамского пр-кта № 22. В 1980-х гг. снесены дома до Александровского пер., построены жилой д. № 43, уходящий внутрь кв. до Садового пер. и (на др. стор. этого пер.) дет. сад № 157 (д. № 41), а у зап. торца д. № 43 -- небольшой дом, зачисленный по Александровскому пер. за № 3. В 1984 г. в связи со стройкой нового здания вокзала трам. рельсы вместо ликвидированного кольца вокруг рощи продлены по ул. К. до Волоколамского путепровода; туда пошли трам. №№ 2 (отменён в 1997 г.), 5, 6, 8 (отменён в 2009 г.), 11, 14 (отменён в 2010 г.). Конечная ост. авт. и тролл. перенесена с Колодкиной ул. на Привокзальную пл. С 1986 по 1991 г. строилось новое здание вокзала (д. № 18). С середины 1980-х гг. по 1990-е гг. от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта ходил авт. № 11. В конце 1980-х гг. в начале ул. во дворе д. № 10 по Колодкиной ул. построено новое служебное ж. д. здание. В 1990-х гг. по ул. ходили авт. №№ 9 (др. вариант, от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта) и 23 (от пр-кта Чайковского до Привокзальной пл.), вскоре отменённые, а с 1986 по середину 1990-х -- тролл. № 10 (по тому же участку). С 1995 г. ходил авт. № 19 (сначала от Привокзальной пл., затем от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта; в 2007 г. включён в состав авт. № 121, в 2008--2009 гг. вместо него был авт. без № Мамулино -- Савватьево), с 1996 -- №№ 30 (от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта) и 31 (от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта). В середине 1990-х гг. на углу с пр-ктом Чайковского построено несколько маг-нов, появился мини-рынок, в 2000-х гг. распространившийся на место снесённых домов №№ 21а, 21 и 23. В начале 2000-х гг. ходил тролл. № 5 (по тому же участку, что и № 2). С 2005 г. по ул. ходит авт. № 119 (от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта), с 2006 г. -- №№ 101, 102 (оба от пр-кта Чайковского до Привокзальной пл., вместо первого с 2008 г. временами ходит авт. без № Южный -- Александровка от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта, а вместо последнего авт. без № Ж. д. вокзал -- с/т «Берёзка»), 222 (в 2009 г. перенумерован в 122), 223 и 224 (все три от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта), с 2007 -- №№ 225 и 227а (оба по тому же участку, последний отменён в 2009 г., возвращён в 2010 г. под № 227), с 2008 -- без № Южный -- Эммаус (с 2009 г. № 206) (по тому же участку), с 2009 г. -- № 127 (от Привокзальной пл. до Волоколамского пр-кта), с 2010 г. -- № 135 (от пр-кта Чайковского до Волоколамского пр-кта). В 2000-х гг. на углу с ул. Александра Завидова на месте части сквера построен маг-н (д. № 65, а затем рядом с ним ресторан (д. № 63). В 2009 г. к гостинице «Турист» пристроен торг. центр «Пирамида».

Коминтерн (Коммунистический Интернационал, III Интернационал) -- международное объединение комм. партий разных стран, созданное в Москве по инициативе В. И. Ленина в 1919 г. Служил укреплению связи комм. партий и борьбе за социализм. Распущен в 1943 г. «в связи с новыми условиями международной обстановки».

К. Литвицкий Энциклопедия тверских улиц